ВНИМАНИЕ! ОТКРЫТ НОВЫЙ САЙТ ДЕТСКОГО САДА : http://дс8емва.рф

Основная образовательная программа

Оглавление образовательнойпрограммы

 

Пояснительная записка

1.Общие сведения об учреждении. Возрастные  особенности детей, комплектование групп,

 режимработы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров.

Сведения о семьях воспитанников ДОУ.......................................................................................................3 -11

2.Содержаниеобразовательногопроцесса………………………………………..............................................11

3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основнойобщеобразовательной программы.

 дошкольного образования……………….......................................................................................................12-13

4.Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы...............................  ....... ..13-14

5.Особенности осуществления образовательного процесса программы………............................................14

ЧАСТЬ 1(обязательная)

1.1. Организациярежима пребывания детей в ДОУ……………………………...................................14-25

1.2. Взаимодействие  всех  участников образовательного процесса.........................................................25-31

1.3. Модель  образовательногопроцесса………………………………………………………........... .......31-41

1.4. Система  закаливающих  процедур   ........................………………………..........................................41-43

1.5 Система физкультурно-оздоровительной работы…………………………………….........................43-48

2.Содержание  психолого-педагогической  работы по  освоению  образовательных

  областей

2.1Содержание  психолого-педагогической  работыпо  освоению ОО "Физическая культура" .........48-63

2.2Содержание психолого-педагогической  работы по  освоению  ОО"Здоровье".................................64-70

2.3Содержание психолого-педагогической  работы по  освоению  ОО "Безопасность".......................  71-79

2.4Содержание психолого-педагогической  работы по  освоению  ОО"Социализация"........................81-113

2.5Содержание психолого-педагогической  работы по  освоению  ОО"Труд"......................................113-122

2.6Содержание психолого-педагогической  работыпо  освоению ОО"Познание"..............................123-153

2.7Содержание психолого-педагогической  работыпо  освоению  ОО"Коммуникация".....................154-167

2.8Содержание  психолого-педагогической  работыпо  освоению ОО"Чтение худ. литературы"......167-178

2.9Содержание психолого-педагогической  работыпо  освоению  ОО"Художественное  тв-во"........178-189

2.10Содержание психолого-педагогической  работыпо  освоению  ОО"Музыка"................................189-197

3. Содержание  коррекционной работы...................................................................................................197-203

4.Планируемые  результаты освоения  образовательной  программы.............................................203-215

5. Система  мониторинга..............................................................................................................................222-228

ЧАСТЬ 2(региональный компонент)

2.1Направление  с  учётом вида ОУ.............................................................................................................229-230

2.2Особенности организации образовательного  процесса  в группе  раннего  возраста.......................230-244

2.3Особенности  организации  в группах  старшего  дошкольного возраста...........................................244-245

Условия  реализации образовательной  программы  ДОУ

-формы  сотрудничества  с семьёй..................................................................................................................245-249

-преемственность в  работе  ДОУ и школы..................................................................................................249-251

-создание  и  обновление предметно-развивающей  среды..........................................................................251-253

-управление  реализацией программы............................................................................................................252-253

-взаимодействие  ДОУ с  другими учреждениями....................................................................................……..253

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

       Основная Образовательная программа Муниципального автономного дошкольного   образовательного учреждения Детский   сад № 8 комбинированного  вида» г. Емвы разработана в соответствии с:

   Федеральным законом от29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

   СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15.05.2013г. № 26;

   Приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации  от                        30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам – образовательнымпрограммам дошкольного образования»;

   ПисьмомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213«О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательныхучреждений к определенному виду»;

   Федеральнымигосударственными требованиями к структуре основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерстваобразования и науки РФ от 23 ноября 2011 года № 655.

   ПриказомМинистерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждениифедеральных государственных требований к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования"

   Приказом Министерства образования РеспубликиКоми от 22 июля 2011 года № 251 «Обутверждении примерных базисных учебных планов для  образовательных учреждений Республики Коми,реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

   Положением о лицензировании образовательнойдеятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от16.03.2011 г. № 174;

   Письмом Министерства образования РФ от14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к нагрузке на детейдошкольного возраста в организационных формах обучения»;

   Уставом МАДОУ «Детский  сад № 8комбинированного  вида» г. Емвы.

Программа разработана в соответствии сдействующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от23 ноября 2009 года).

В Программе напервый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающаястановление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальныеособенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольноговоспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

       Образовательная программаМуниципального автономного  дошкольногообразовательного учреждения» Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емвы  обеспечивает разностороннее развитие детей ввозрасте от 1,5  до 7 лет с учетом ихвозрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно-речевому ихудожественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

 

Возрастные  и индивидуальные  особенности  контингента детей

Ранний  возраст

(от1  года до  2  лет)

         На  втором  году жизни  развивается  самостоятельность  детей, формируется  предметно-игровая  деятельность, появляются  элементы сюжетной  игры. Общение  со взрослыми  носит  ситуативно-деловой  характер, затем  характер делового  сотрудничества. Для  детей второго  года  жизни характерна  высокая  двигательная активность.  Постепенно  совершенствуется  ходьба. Дети  учатся  свободно передвигаться  на  прогулке. Исчезает  шаркающая походка. После  полутора  лет  у  малышей развиваются  подражательные  движения. В  разных  видах деятельности  обогащается  сенсорный опыт, происходит ознакомление  с  основными фигурами. Действия  с  со строительным  материалом  и сюжетными  игрушками  дети воспроизводят  по  подражанию после  показа  взрослого. Воспроизводя  подряд 2-3  действия  к концу  второго  года жизни  в  игровых действиях  отражается   привычная им  жизненная  последовательность. Из  отдельных действий  складываются  элементы деятельности – предметная с характерным  для  неё сенсорным  уклоном,конструктивная  и  сюжетная игра. В  предметной  деятельности появляются  соотносящие  и орудийные  действия.

         Второй  год  жизни – период  интенсивного формирования  речи. Дети  усваивают названия  предметов, действий,обозначения  некоторых  качеств и  состояний. Слово  в сознании  ребёнка  начинает ассоциироваться  не  с одним  предметом, а  обозначать все  предметы, относящиеся  к этой  группе, несмотря  на различия  по  цвету, размеру  и даже  внешнему  виду. Активный  словарь на  протяжении  года увеличивается  неравномерно.  К полутора  годам  он равен  примерно  20-30 слов. После  1 года 8-10месяцев  происходит  скачёк, развивается  активно используемый  словарь.  В  нёммного  глаголов  и существительных, встречаются простые  прилагательные  и наречия.

         В  большинстве  случаев после  полутора  лет ребёнок  правильно  произносит губно-губные  звуки, передние  небоязычные, задние  небоязычные. У  детей  появляются двухсловные  предложения, а  в конце  второго  года обычным  становится  использование трёх-, четырёхсловных  предложений.В  речи появляются  оценочные  суждения: «плохой», «хороший»,»красивый».

          Расширяется  ориентировка  в ближайшем окружении. Ребёнок способен  выполнять  несложные поручения  взрослых. Закрепляется  и углубляется  деловое  сотрудничество  с взрослым, потребность общения  с  ним  по  самым разным  поводам. Речь  становится основным  средством  общения с  взрослым, хотя  в этом  возрасте  ребёнок охотно  говорит  только с  близкими, хорошо  знакомыми ему  людьми.

        Одним  из  главных приобретений  второго года  жизни  можно считать  совершенствование  основных движений, особенно  ходьбы.Наблюдается  быстрое  и разноплановое  развитие  предметно-игрового  поведения, благодаря  чему к  концу  пребывания детей  во  второй группе  раннего  возраста у  них  формируются компоненты  всех  видов деятельности, характерных для  периода  дошкольного детства. В  конце  второго года  жизни активный  словарь состоит  200-300 слов.

 

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

На третьемгоду жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловоеобщение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формыпроизвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия  с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходесовместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуациии приобретает самостоятельное  значение.

 

Детипродолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простыесловесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количествопонимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения врезультате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не толькоинструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивноразвивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основныеграмматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре свзрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигаетпримерно 1 000 – 1 500 слов.

К концутретьего года жизни речь становитсясредством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детейформируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носитпроцессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются сигровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметамизаместителями.

Появлениесобственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерениеизобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека ввиде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьемгоду жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяетдетям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов поформе, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие,прежде всего фонематический слух. Ктрём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их сбольшими искажениями.

Основнойформой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается втом, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путёмреального действия с предметами.

Для детейэтого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимостьчувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников. Однако в этот период начинаетскладываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитиеморудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией сименем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя какотдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется,  образ Я. Кризис часто сопровождается рядомотрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения свзрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

В возрасте 3 –4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общениестановится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членомсемьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнкавыполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными  возможностями. Это противоречие разрешаетсячерез развитие игры, которая становитсяведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с однимипредметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия сигрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются  игрой содной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка  зависит от его представлений о предмете.В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Уодних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут бытьболее детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководствомвзрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрастедетям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивнаядеятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложныхпостроек по образцу и по замыслу.

В младшемдошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использованияпредэталонов – индивидуальных единиц            восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствамвосприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и болеецветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детскогосада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещениивсего дошкольного учреждения.

Развиваютсяпамять и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 –6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способнызапомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций вряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшемдошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно нагляднопроявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителейдругих.

Взаимоотношениядетей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже вэтом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников вомногом определяется мнением воспитателя.

В младшемдошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения вотносительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением тольконачинает складываться; во многом поведениеребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничениясобственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями.Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мереориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половаяидентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднегодошкольного возраста появляются ролевыевзаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себяот принятой роли. В процессе игры роли могут меняться  не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальныхвзаимодействий детей.

Значительноеразвитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным идетализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища,глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняетсяконструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыкиконструирования по собственному замыслу, а также планированиепоследовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуетсяпозитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость,координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игрыс мячом.

К концу  среднего дошкольного возраста восприятиедетей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, накоторую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простыеформы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочитьгруппы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такиепараметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация впространстве.

Возрастаетобъём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинаетскладываться произвольное внимание: дети способны принять задачу назапоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение ит.д.

Начинаетразвиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыесхематизированные изображения для решения несложных задач.  Дошкольники могут строить по схеме, решатьлабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственногорасположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако  при этом им трудно встать на позицию другогонаблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детейэтого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранениеколичества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружкаиз бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше –чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить:«Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжаетразвиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальностьи произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку назаданную тему.

Увеличиваетсяустойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточеннаядеятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти привыполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднемдошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становитсяпредметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонациювыделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структураречи, рифмы.

Развиваетсяграмматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детейпри взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении свзрослыми становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка ивзрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которойоказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация,которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной дляпонимания, но она вызывает у него интерес.

У детейформируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказываетсячрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости назамечания. Повышенная обидчивостьпредставляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношениясо сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается впредпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. Вгруппах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт кразвитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возрастасвязаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальныхвзаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием позамыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образногомышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитиемпамяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлениемобидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшимразвитием образа Я ребёнка, его детализацией.

 

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Дети шестогогода жизни уже могут распределять ролидо начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровоевзаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, иинтонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения ипонимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, однироли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределенииролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой«центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинетврача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает вкачестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятсяразнообразными.

Развиваетсяизобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Втечение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут бытьсамыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемыеситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собойсхематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностьюкомпозиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисункиприобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократноповторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части

3 июля 2014 в 23:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.